You are viewing [info]stasrudy's journal

Предыдущее | Следующее

маннергейм
Давнее желание побывать в Грузии, усиленное военно-политическим бэкграундом последних лет, наконец-то сбылось, с 30 апреля по 5 мая сего года я имел возможности своими глазами увидеть что же такое происходит в Грузии.

Постараюсь объединить впечатления по темам, само собой приложив фотографии, на объективность не претендую, чтобы вы понимали за эти 5 дней успел пообщаться более-менее примерно с 20 местными жителями (от мала до велика из разных социальных слоев) + смотрел, нюхал, слышал и т.д., на этом и основываюсь.


Джвари. Вид на слияние Куры и Арагви

Грузинское гостеприимство: наверное одна из вещей, которые действительно поразили до глубины души, подобного радушия никогда не видел. Читал на эту тему много отзывов до поездки, но не думал, что все это чистая правда. Каждый день мы сидели за столом в гостях (по сути, у совершенно незнакомых людей), пили вино (каждый считал своим долгом принести нам попробовать свое), ели самые разные блюда, нас водили по городу, всячески опекали, не давали ни за что заплатить, возили в Мцхету и Ананури, дали с собой вина и подарили еще подарков, а уже перед самым самолетом хозяйка впихнула лобиани.

В общем, если у вас есть в Грузии знакомые (или знакомые знакомых), или просто с кем-то познакомитесь в самолете (сами видели пока летели, как грузин приглашал настойчиво соседа по креслу), то вы рискуете изрядно потолстеть и потерять печень, плюс постоянно не успевать из-за застолий посмотреть запланированное.


Те самые хинкали

Зарисовочки на заявленную тему
:
  • Абсолютно незнакомые мужики, попивающие винцо на скамейке, чуть не силой заставили с ними выпить за дружбу и все такое. Два раза.
  • За все дни потратили на двоих 200 (!) евро, и это с учетом похода в серную баню (ага, где Пушкин был) и подаренной хозяину микроволновки (подарили чуть не силой, обид было...).
  • Поесть в городе удалось всего 3 раза.
  • Положенные на торпедо деньги за стоянку чуть не были выкинуты в окно, на попытку заплатить за любые покупки следовала шутка типа: "У тебя грузинский паспорт нэт, без него нэ продадут".
  • Все приглашают в гости в деревню, на сбор винограда, оставаться на Гиоргобу, поменять билеты, прилетать осенью, поехать в Кутаиси, причем народ совсем не балаболы, все обещания, которые давали, выполнили.

Грузинское застолье: без преувеличений это часть культуры, выглядит примерно так. Помимо хозяев каждый день приходят новые родственники (братья, сестры, дядья, шурины и т.д. - вообще семьи большие и дружные), приносят вино (выяснил, что из 2 тонн винограда получается 1 тонна вина.), женщины могут прийти раньше помогать готовить.



Бабушка с внучкой

За столом есть тамада, который говорит тосты (такую честь сначала предлагают гостям). Тосты - это не как у нас сказали "За знакомство" и выпили. Говорится долго и обстоятельно, по-восточному цветасто и красиво, подхватывается другими, чокаются по несколько раз (хитрость: не выпивайте стакан после первого чоканья - тост еще не закончен, а то будет неудобно и могут долить), обязательно пьют тост "За ушедших". Видимо поэтому и не напиваются в хлам, на остановках не валяются в дерьме.


Памятник тамаде

В общем за вечер выпивали и по 12 литров вина, но домашнего, голова от него не болит (конечно разумные рамки стоит соблюдать) и пьется хорошо. Постоянно приносятся новые блюда, наполняются кувшины, поются песни (красивейшие надо сказать), танцы и т.д. В общем, веселье не то слово, однако пить не заставляют, как это бывает у нас (тыменяуважаешь?).



Танцы, если не верите

Зарисовочки на заявленную тему
:
  • Впервые видел, что на столе ставят тарелки на тарелки, например, стояло порезанное мясо на блюде, принесли другое блюдо с хинкали, для которого места уже нет. Тогда хинкали ставят прямо на тарелку с мясом, мол, это вкуснее и есть надо горячим.
  • Женщины и дети бегают как заведенные, любая просьба хозяина выполняется беспрекословно (кроме, пожалуй, утихомириться) - патриархат в общем.
  • Курят прямо за столом и вообще везде.
  • Так и не понял разницу между "гамарджос" и "гагимарджос" (когда чокаются говорят), хотя объясняли.
  • Излишне разгоревшийся огонь под шашлыком заливают не водой, а смесью воды, уксуса, перца и соли.
  • Пьют не только из стаканов, но из пиал, рогов и кувшинчиков (условные обозначения от меня), причем вторые и третьи поставить на стол нельзя из-за конструкции, приходится пить до конца (опять же если попросишь, никто по самый край лить не будет).


Грузинский патриархат: грузины очень набожны, полмаршрутки крестится, проезжая мимо очередной церкви, а их в Тбилиси хватает. В церквях много молодежи, причем не по праздникам, а в будние дни, то есть это не что-то вроде повальной моды ходить в церковь на пасху бухать.

Самый величественный храм Тбилиси - Самеба, построенный недавно, мы как раз попали на выход патриарха, народу просто тьма была.

Та самая Самеба

Грузинская политика, экономика, цены, жизнь вообще: 30 мая в Тбилиси выборы мэра, впрочем грузины уже знают кто победит - мэр нынешний (или выдают желаемое за действительное).

Саакашвили большинство не любит, причины у всех разные, начиная от войны и заканчивая экономикой. Опрос мнений показал, что за него голосовали те, кто живет более-менее неплохо (если хотите средний класс), впрочем это не мешает всем признавать, что он многое сделал к лучшему. Все разговоры про то, что полиция не берет взяток (правда и на дорогах полный хаос, пешеходный переход не существует как класс), что разрешительная система сделана для людей (например, на машину не нужна доверенность - берешь техпаспорт и едешь), что раньше вор в законе был в каждом подъезде, а сейчас всех повыгоняли - это все правда. У нас такое кажется сказкой.

Увы, на фоне этого живут преимущественно бедно (по сравнению с Украиной), много безработных (однако и большого желания у них работать что-то я не заметил). Большинство имеет родных или родителей в деревне, поэтому проблем с питанием (не говоря уж о вине) нет.

Зарисовочки на заявленную тему:
  • Таксист рассказывает, что работает на "фирму", грачует, но все равно собирается в Украину - там есть работа и лучше платят, друзья уехали и рассказывают.
  • Солдат-контрактник получает 700 лари (1 лари приблизительно 5 грн), контракт подписывает на 4 года (все это время не может выехать за границу), потом может его продлить. Вообще солдат и полиции много.
  • Полиция ездит всегда с включенными "люстрами". Продукты примерно столько же стоят, проезд на метро и маршрутках 30-40 тетри (1,5-2 грн), вино бутылочное как у нас, домашнее бесплатно, лекарства в 2-3 раза дороже. А вот поесть в заведении дешевле выйдет, порции огромные.
  • В Грузии много "Богданов", украинские конфеты, водка и т.д. Отсутствие торговли с Россией играет Украине на руку, поскольку своей промышленности практически нет у них.
  • Почему-то много вандализма - красивый подземный переход в центре с побитыми витринами, уничтоженная реклама в метро (которой, кстати немного).
  • Очень много всякого рода попрошаек.
  • Низкие пенсии и высокие цены на коммунальные услуги.
  • В метро старикам уступают место.
  • Пиво в Грузии на удивление неплохое, но пьют его исключительно "за плохое". В смысле если чокаются пивом, значит желают как бы плохого, например, пьют "за Саакашвили", пили и "За Путина", "За Януковича" и т.д.
  • Во многом напоминает 90-е: стихийные рынки у метро, бабушки с семечками в бумажных кульках и т.д. Кстати, повсюду продается зеленая алыча - как семечки едят.
  • Дороги в целом неплохие.
  • В Грузии очень хорошая вода (водопроводная в смысле), можно пить из-под крана, девушки отметили что после душа и волосы и кожа чувствуют себя лучше, чем в Украине. По городу куча фонтанчиков, из которых можно пить не стесняясь и не боясь.
  • Такого лимонада: дюшес и тархун, я давненько уже не пил.
Церковь Сиони

Грузинский русский и отношение к иностранцам
: русский в школах не учат, говорит на нем в основном старшее поколение (от 35 лет), младшее преимущественно понимает, но сказать ничего не может. Удивительно при этом, что очень много на русском таких вещей, как лекарства, инструкции к технике и т.д., а при найме на работу английский и русский - большой плюс.

Если вы иностранец - это значит вы гость со всеми вытекающими отсюда последствиями. Никто вам никогда не скажет какой-нибудь гадости в лицо, даже если вы из России, все будут радушны и приветливы. При этом, зная что мы украинцы, в беседах проскакивало пару раз что-то вроде "русские нам уже не друзья", у кого-то с сожалением, у кого-то с шуткой, а у кого-то с оттенком злости. Впрочем, я их понимаю.

 Зарисовочки на заявленную тему:
  • В грузинском языке нет родов (он только один), именно поэтому они могут на русском сказать "мой жена".
  • Туристов на улицах немного (к счастью), нас постоянно спрашивали не из Украины ли мы (хотя говорим по-русски), видимо из России туристов совсем мало, хотя думаю, что из Украины и того меньше.

Грузинские достопримечательности:

Тут надо не говорить, а смотреть. В центре Тбилиси активно идет стройка и реставрация, очень колоритные и красивые места.
Набережная Мтквари (Куры), крепость Нарикала и улочки старого города
 
Увы, даже в центре хватает руин, вот, например, фотографии сделанные с одной точки.


Остается лишь надеяться, что будут реставрировать

Ночью все красиво подсвечено, тут конечно очень постарались.


За церковью видна Картлис Деда - Грузия-мать


Святой Георгий у мэрии

У монастыря Джвари. Ленточки на дереве обычное поверье про желания


Ананури. Вид на Арагви


Арагви и горы. Красотища



Элемент украшения на входе в парк Мтацминда


Вид на Тбилиси с Мтацминды



"Махровый патриотизм" по грузински



Серные бани


Увы, последствия войны и разрухи на окраинах Тбилиси дают о себе знать

Грузинские имена: нашему слуху непривычны. Бидзина, Пати, Папуна, Нати, Нино, Каха, Лаша, Захария, Марьям, Зура, Гио, Леван, Нана, Мано, Бадри и т.д. Впрочем есть и Миша, Майя.

Спасибо всем этим людям за гостеприимство, обязательно приедем еще! 
**************************

регистрация некоммерческой организации

Comments

( 27 comments — Каментнуть )
[info]carpe_diem wrote:
May. 6th, 2010 08:48 pm (UTC)
отличный отчет, интересно!
[info]ra2005 wrote:
May. 6th, 2010 08:49 pm (UTC)
гагимарджос это пафосное "да пребудешь с победой", что то типа "здравствуй" по смыслу, только именно в полном, пафосном смысле этого слова. просто бытовое "здравствуй" это "гамарджоба".

гаумарджос это то же самое только по отношению к третьему лицу, т.е. "да пребудет с победой", можно и не к лицу, но к неодушевлённому чему то (например "сикварулс гаумарджос" = "да пребудет любовь с победой").

т.е. разница в лицах объекта.

одним словом целая фраза потому что язык такой.
я тебя люблю, например, по грузински это 1 слово: "миквархар".
[info]stasrudy wrote:
May. 6th, 2010 10:16 pm (UTC)
Точно, помню что про лица что-то говорили, но поскольку по-русски не очень так и не въехал что имеется ввиду, спасибо!

Про -хар, -вар и -ис маленько уже выучил :)
[info]marco_polo_sf wrote:
May. 6th, 2010 08:52 pm (UTC)
Классная история, надо будет и самому тоже как-нибудь съездить ))
[info]stasrudy wrote:
May. 6th, 2010 10:16 pm (UTC)
Стоит поторопиться, пока толпы туристов не разрушили радушие по отношению к приезжим
[info]ku_bo wrote:
May. 7th, 2010 06:11 am (UTC)
интересно, спасибо
[info]forward25 wrote:
May. 7th, 2010 06:30 am (UTC)
почитал, как будто сам съездил - спасибо. Можно в корреспондент на последнюю страницу отправлять
[info]stasrudy wrote:
May. 7th, 2010 07:06 am (UTC)
А чего там у них на последней странице? печатный то в руках давненько не держал :)
[info]forward25 wrote:
May. 7th, 2010 05:52 pm (UTC)
а там как раз вот такие стори про все страны публикуют
[info]plastovets wrote:
May. 7th, 2010 07:13 am (UTC)
Все точно, за исключением одного: если в Тбилиси нет знакомых и в самолете ни с кем не познакомился, то грузины кажутся не столь гостеприимными и не столь радушными, а порой даже наоборот...
[info]stasrudy wrote:
May. 7th, 2010 07:20 am (UTC)
Наверное да, проверить не было возможности никакой
[info]ekser wrote:
Jul. 2nd, 2010 07:52 am (UTC)
)))))))))))
на улице незнакомого человека-"гостя столицы" - за руку не схватишь и домой не потащишь, показывать гостеприимство. свой гость ближе :), а турист это турист. Но если не имеющий в Грузии знакомых обратиться к прохожему за помощью, то помощь будет оказана.
Но вероятно вам или кому-то из ваших знакомых что-то неприятное сказали в сердцах, то вы уж потерпите... должны понимать...не хочу портить прекрасный текст упоминанием о войне.
Постарайтесь не обидеться на меня.
Мария.
[info]sereganlp wrote:
Jul. 2nd, 2010 08:19 am (UTC)
Поспорил бы. Мы как-то поздно вечером заблудились в Тбилиси и в темной подворотне спросили по-русски дорогу у молодой компании - нас проводили. Когда только приехали в Тбилиси и не знали, как платить за автобус (мелочи не было) - нам пассажир купил билеты. Причем былол это год назад, спустя всего год после войны.
[info]arikrez wrote:
May. 7th, 2010 08:37 am (UTC)
Теперь надо ехать в Казахстан, за новыми впечатлениями!
[info]stasrudy wrote:
May. 7th, 2010 09:05 am (UTC)
Мысль конечно, но дорого же блин, на примете есть еще Ереван, кстати.
[info]rabinvip wrote:
May. 7th, 2010 10:15 am (UTC)
очень круто.
Душевно и красиво.
Спасибо!
P.S. особенно порадовала ночная фотография на длинной выдержке.осваиваешь ;-)
[info]stasrudy wrote:
May. 7th, 2010 11:12 am (UTC)
Да, тренируюсь помаленьку, зря что ли штатив подарили :)
[info]cyxymu wrote:
Jul. 2nd, 2010 07:28 am (UTC)
классно написано)
[info]borizlo wrote:
Jul. 2nd, 2010 08:14 am (UTC)
Спасибо, чувствуется объективность и что были лично)
[info]highlander_ge wrote:
Jul. 2nd, 2010 08:29 am (UTC)
Украинцев туристов кстати немало, но хотелось бі больше
[info]defender_ge wrote:
Jul. 2nd, 2010 10:40 am (UTC)
вообще-то в Киеве тоже хватает стихийных рынков, по крайней мере 2 года назад точно было :) а обшарпанных многоэтажек, эпохи "развитого социализма", на окраинах тоже достаточно и без всякой войны...
[info]stasrudy wrote:
Jul. 2nd, 2010 10:57 am (UTC)
И что это меняет?

Всегда поражали люди, которые если им правду говорят, пусть даже не очень приятную, сразу переходят в категорию "А у вас то-то еще хуже".

И в Нью-Йорке развалины есть, и в Париже, и что из этого? В Тбилиси их от этого меньше стало?
[info]defender_ge wrote:
Jul. 2nd, 2010 11:51 am (UTC)
я в Украине живу, поэтому не "у вас" а у нас :)

"Во многом напоминает 90-е: стихийные рынки у метро..." просто при чем 90-е, если в Киеве 2000-х тоже этого хватает?
[info]stasrudy wrote:
Jul. 2nd, 2010 12:01 pm (UTC)
Потому что 90-е - это уже стереотип, и по стихийности рынков все же Тбилиси лидирует, имхо конечно.

И что ни говори, но даже в Киеве 2000-х не видел я такого на окраинах, как в Тбилиси, увы. Девятиэтажки как-будто нежилые: половина стекол выбиты, половина заложены, и такого валом - это мы в Глдани гуляли.
[info]defender_ge wrote:
Jul. 2nd, 2010 01:02 pm (UTC)
про стереотип 90-х согласен!

да, в Тбилиси много чего надо снести, построить, перестроить, реставрировать! но ведь делают:)
[info]stasrudy wrote:
Jul. 2nd, 2010 02:10 pm (UTC)
так кто спорит, нам бы что-нибудь подобное в плане реформ, а не это болото с дважды несидевшим
[info]defender_ge wrote:
Jul. 2nd, 2010 08:26 pm (UTC)
от него реформ не стоит ждать...
он хотя бы географические названия и имена перестал бы путать...
( 27 comments — Каментнуть )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister